«Красная книга», или Liber Novus (лат. «новая книга») — манускрипт психолога и философа Карла Густава Юнга, созданный им в период между 1914 и 1930 годами.
К работе над «Красной книгой» Юнг приступил после разрыва с Фрейдом, произошедшего в 1913 году. Отдельные тезисы были опубликованы в 1916 году под названием «Семь проповедей мертвым» и приписаны перу древнего гностика Василида.
Рукописная «Красная книга» представляет собой фолиант в сафьяновом переплете, напоминающий по форме средневековые рукописи; и шрифт, и язык стилизованы в нём под готику.
Книга была названа Юнгом «Новой». Рукопись размера инфолио, 11,57 дюйма (29 см) на 15,35 дюйма (39 см), была переплетена в красную кожу и в основном упоминается как «Красная книга» Юнга. Внутри 205 страниц текста и иллюстраций, все они написаны от руки: 53 содержат только изображения, 71 содержат и текст, и иллюстрации и 81 состоят полностью из каллиграфического текста.
Юнг начал работать над книгой в 1913 году, сначала в маленьких чёрных дневниках, во время трудного периода «творческой болезни» или конфронтации с бессознательным. Книга предназначалась для самых личных материалов. За 16 лет работы над книгой Юнг развил теории архетипов, коллективного бессознательного, и индивидуации.
Юнг сотрудничал с Фрейдом примерно в течение 5 лет, начиная с 1907 года. Их отношения со временем приобрели характер вражды и закончились окончательным разрывом в 1913 году, когда Юнг в основном оставил профессиональную деятельность и сосредоточился на развитии собственных идей. Мнения биографов по поводу того, был ли это психологический срыв, расходятся. Энтони Сторр, опираясь на слова самого Юнга о том, что он был «охвачен психозом» в то время, заключил, что это действительно был психотический эпизод.
Сам Юнг говорил о том времени как о чём-то вроде эксперимента, намеренного столкновения с бессознательным. Биограф Барбара Ханна, близко знавшая Юнга, позднее сравнивала этот его опыт со встречей Менелая с Протеем (сюжет из Одиссеи). Юнг, по её словам, «взял за правило не давать появившимся образам покидать его, пока они не давали ему объяснения, зачем они ему явились».
Юнг о «Красной книге»
Записи моих тогдашних фантазий я назвал «Чёрной книгой», которую позже переименовал в «Красную книгу» и сопроводил её рисунками. В неё вошла большая часть моих рисунков с изображением мандалы. В «Красной книге» я попытался облечь мои фантазии в определенную эстетическую форму, но до конца эту работу не довел. Я понял, что не нахожу пока нужных слов и должен выразить это как-то иначе. Поэтому в какой-то момент мне пришлось отказаться от эстетизации, обратившись лишь к смыслу. Я видел, что фантазиям требуется некоторое твёрдое основание, что мне самому необходимо спуститься на землю — вернуться в реальный мир. Но обрести основание в реальном мире я мог, только научно осмыслив его. Я поставил перед собой цель осмыслить данный мне бессознательным материал. И отныне это стало смыслом всей моей жизни. Некоторую эстетизацию в «Красной книге» я допускал еще и потому, что бесконечная череда бессознательных видений и образов ужасно раздражала меня, — мне нужно было снять некоторые моральные установки. Всё это существенно отразилось на моем образе жизни. Именно тогда я понял, что ничто так не влияет на нашу жизнь, как язык: ущербный язык делает ущербной и жизнь. Дав такое объяснение угнетавшим меня бессознательным фантазиям, я освободился от них, решая одновременно две проблемы — интеллектуальную и моральную.
«Красная книга» была продуктом техники активного воображения, разработанной Юнгом. По описанию Юнга, он был посещён двумя образами: стариком и юной девушкой, которые отзывались о себе как Илия и Саломея. Вместе с ними был большой чёрный удав. Со временем Илия превратился в дух-проводник, который Юнг называл «Филемон». Саломея была идентифицирована Юнгом как образ анима и анимус. Образы, согласно Юнгу, «принесли мне понимание, что в психологии есть вещи, которые я не создаю, но которые производят сами себя и имеют собственную маленькую жизнь»3.
Филемон представлял озарение и общался через мифические образы. Было непохоже, что образы приходили из личного опыта Юнга, и Юнг толковал их как продукт коллективного бессознательного.
(материал из Википедии)
подробнее о Юнге(видеолекции):
https://vk.com/wall-44369094_1265
о Красной книге (Сэндфорд Дроб)
https://vk.com/wall-95211955_25985
#красная_книга_юнга #карлгуставюнг
https://youtube.com/shorts/_uueof1qxfI?feature=share